Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

МБДОУ"Детский сад №10"Радуга"г.Кольчугино

Вторник, 19.03.2024, 07:15 

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Игры на развитие моторики

Игры на развитие моторики

Игры на развитие моторики - самые первые развивающие упражнения в жизни новорожденного малыша, которыми, по утверждению психологов, стоит начинать заниматься уже в грудном возрасте, массируя плечики и кисти рук младенца.

 

Почему педиатры и детские психологи придают такое значение этим занятиям, утверждая, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики напрямую влияют на формирование речевой активности и будущего интеллекта ребенка?

 

Это объясняется тем, что с точки зрения анатомии, третья часть площади двигательной проекции мозга занимает кисть руки, проекция которой расположена рядом с речевой зоной. Соответственно, игры для развития моторики рук стимулируют речевое развития, являющееся непосредственным показателем мышления.

 

Связь между мелкой моторикой рук и развитием речи была доказана экспериментальным путем учеными «Института физиологии детей и подростков». Глаз, мысль и рука двигаются с равной скоростью. Тренировка мышц кистей и пальцев повышает работоспособность мозга. То есть мелкая моторика рук – это локомотив таких психических процессов как восприятие, память, внимание, мышление и речь. Практикующие педиатры утверждают, что у детей с задержкой психического развития, как правило, наблюдается плохо развитая координация мелкой моторики пальцев рук.

 

Игры для развития моторики рук

 

Детские психологи, консультируя в школе будущих родителей, обязательно обращают их внимание на необходимость развития мелкой моторики рук малыша с первых дней его жизни, подготавливая платформу для речи, мышления и письма. Первые два месяца, когда новорожденный еще совсем мал, манипуляция по развитию мелкой моторики кистей рук и пальцев сводится к ежедневному многократному массажу, который сможет выполнять самостоятельно каждая мама. Эта процедура, занимающая от 3 до 5 минут времени, включает в себя следующие упражнения:

поглаживание ручек и пальчиков малыша в разных направлениях и растирании их;

нежное постукивание кончиками пальцев по ладошкам младенца;

разгибание и загибание пальчиков, сжатых в кулачок. Каждый пальчик разгибается и круговыми движениями массируется со стороны ладони от основания к кончику.

 

Массаж сопровождается чтением потешек. Малыш хоть еще очень мал и не понимает смысла слов, но вполне может уловить доброжелательную интонацию голоса.

 

С двух месяцев ребенку можно вкладывать в ручки разные предметы, отличающиеся друг от друга по фактуре и форме. Необходимо, чтобы малыш пытался брать предмет и старался удержать его.

 

В 9 месяцев, когда ваш сын или дочь научились уверенно сидеть и ползать, родителям необходимо предложить им сборные матрешки, ведерки-вкладыши и пирамидки с крупными составляющими.

 

После года детей знакомят с играми-вкладышами, шнуровками, конструктором, пазлами, пальчиковыми играми и пальчиковой гимнастикой.

 

В среднем и старшем дошкольном возрасте развитие координации и мелкой моторики направлено на подготовку руки к письму в школе. Для этого прекрасно подходят занятия рисованием и ручным трудом: лепка из пластилина, теста и глины, строгание, выжигание, плетение из ниток и бисера, поделки из бумаги с использованием ножниц и клея.

 

 

 

Игры на развитие мелкой моторики рук, в которые можно поиграть с ребенком дома

 

«Золушка». Смешайте фасоль и горох и предложите ребенку рассортировать их. Чтобы было интересней, можно устроить соревнование, взяв в игру папу или старшую сестру.

«Повтори за мной движение». Взрослый делает из пальцев фигуру, предлагая малышу повторить ее. Взрослому лучше сесть рядом с ребенком, а не напротив него. Так как отзеркаливание комбинации усложнит задачу.

«Повтори узор». Разноцветные пуговицы различного размера родитель выкладывает в узор, предлагая сыну или дочери повторить. Затем ребенок придумывает узор, а взрослый повторяет. Помимо мелкой моторики это незатейливое занятие развивает зрительную память и креативность мышления.

 

Игры на развитие общей моторики

 

Общая моторика — двигательная активность ребенка, осуществляемая крупными мышцами тела. Для того чтобы малыш был здоровым, физически сильным и выносливым необходимо развивать крупную моторику, подбирая подвижные игры, направленные на гармоничное развитие как физической, так и психической стороны личности дошкольника.

 

Ведь эти два составляющих являются фундаментом здоровья малыша, а изменения в одном из них мгновенно отражаются на другом. Например, ограничение двигательной активности влечет за собой недоразвитие двигательной памяти, что снижает психическую активность. Неразвитая общая моторика детей влечет за собой низкую работоспособность и дефицит познавательной активности.

 

Поэтому если родители хотят чтобы у их ребенка был хороший аппетит, ровное настроение и крепкий сон, то не стоит проводить выходные на диване перед телевизором. Активный отдых с играми на развитие крупной моторики в парке или на природе принесет значительно больше пользы здоровью детей. Вот некоторые из них:

 

«Снеговик»

Стоящему ребенку предлагают представить, что он снеговик, которого слепили из плотного снега. Постепенно он должен растаять, меняя напряжение мышц тела и оседая на корточки.

 

«Дерево на ветру»

Ребенок сидит на корточках, опустив голову на колени и обхватив их руками. Это семя, которое начинает расти и распускаться, начиная тянуться ветками к солнцу. Взрослый дает команду: «Ветер», ребенок, расслабляя верхнюю часть туловища, сгибается в талии, изображая сломанное дерево.

 

 

 

 Игры на развитие артикуляционной моторики

 

Некоторые дошкольники страдают нарушениями речи, что часто становится поводом для насмешек других детей. Для правильной постановки звуков необходимо развивать артикуляцию. Игры на развитие артикуляционной моторики отлично помогут в этом.

«Игры с шариком на веревке»

 

(веревка длиной 60 см продета сквозь шарик диаметром 60 см и завязана узлом).

Продвигать шарик языком вверх по веревке.

Сделав язык «чашечкой» стараться поймать шарик, который висит на веревке перед лицом ;

Взять шарик в рот, и держа за веревочку рассказывать скороговорки;

 

«Упражнения с водой»

Язык в форме «ковшика», удерживает воду несколько секунд;

Язык в форме «ковшика» с водой перемещается вдоль линии губ слева направо и обратно;

Язык в форме «ковшика» с водой перемещается вперед-назад, стараясь не расплескать жидкость.