Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ФФН
(подготовительная к школе группа)1
период обучения (сентябрь — первая половина ноября) Всего 27 занятий: 11 недель (3 занятия в неделю)
Неделя |
Лексические темы |
Звуки |
Буквы |
Количество занятий |
Звукослоговой анализ, грамота |
Лексико-грамматический строй речи |
Связная речь
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1-2-я Логопедическое обследование
|
|||||||
3-я |
Овощи |
[у]
[а]
[у] [а]
|
У А |
1
1
1 |
Выделение начального гласного. Анализ звукового ряда из двух гласных типа ау
|
Закрепление навыка употребления имен существительных с окончаниями -и, -а, -ы (утка — утки, конфета— конфеты, письмо — письма). Закрепление навыка употребления существительных в форме родительного падежа множественного числа (много стульев, оленей, окон). Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода (мой стакан, моя сумка, мое окно). |
Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в небольшие рассказы. Формирование навыка составления простых распространенных предложений. Объединение этих предложений в небольшие рассказы. Заучивание текстов наизусть. |
4-я |
Фрукты |
[и]
[п] [п’]
[э]
|
И
П
Э |
1
1
1 |
Анализ звукового ряда типа иау. Выделение последнего согласного. Анализ, чтение слога an. Повторение пройденного материала
|
||
5-я |
Ягоды и грибы |
[т]
[ц] [т]
[к] [к’]
|
Т
К |
1
1
1 |
Выделение начального и последнего согласного. Анализ, чтение слогов типа am |
Закрепление навыка употребления падежных окончаний существительных единственного числа. Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (девочка поливает. Дети поливают). Употребление глаголов прошедшего времени множественного числа (мыли, катали).
Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий пояс, синяя сумка, синее пальто).
Закрепление навыка образования относительных прилагательных (стеклянная посуда, сосновая доска).
Закрепление навыка образования новых слов с помощью приставок (наливает — выливает — поливает), суффиксов (пень — пенек), путем сложения (самосвал, пылесос)
|
Обучение умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом
|
6-я |
Деревья и кустарники |
[м], [м’]
[л'] |
М
Л |
1
2
|
Повторение пройденного материала
|
||
7-я |
Осень |
[о]
[х], [х’]
[к] [х]
|
О
X |
1
1
1 |
Выделение гласного из положения после согласного
|
||
8-я |
Дикие животные |
[к], [х]
[й]
[л'] [й]
|
й |
1
1
1 |
Анализ и чтение прямых слогов типажа
|
||
9-я |
Домашние животные |
[л'] [й]
[ы]
[ы], [и] |
|
1
1
1 |
Анализ и чтение слов типа бык.
Анализ, чтение слогов тплми
|
||
10-я |
Зимующие птицы |
[с] |
|
3 |
Определение места звука в слове, деление слов на слоги. Анализ, чтение слов типа сом, кит |
||
11-я |
Домашние птицы |
[с] [с’]
[с]
|
С |
1
2
|
Анализ и чтение слов тина суп, косы, Сима
|
Примечание. На 8-й неделе обучения звука [й] осуществляется знакомство со зрительным образом буквы й. Занятие, посвященное усвоению буквы й, проводится во II периоде обучения.
II период обучения (вторая половина ноября – февраль)
Всего 39 занятий: 15 недель (групповые/подгрупповые занятия по произношению, обучению грамоте – 3 раза в неделю; со второй половины февраля (с 25 недели) – произношение, обучение грамоте – 2 раза в неделю, обучение связной речи – 1 раз в неделю).
Неделя |
|
Звуки |
Буквы |
Количество занятий |
Звукослоговой анализ, грамота |
Лексико-грамматический строй речи |
Связная речь
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
12-я |
Наше тело и здоровье |
[н]
[з] |
Н
Я |
1
1
1 |
Деление слов на слоги. Анализ слов типа Нина, Наша. Анализ слогов са, ся: слов типа Таня. Анализ слов типа зубы |
Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.
Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (большой мишка, большая кошка, большие башмаки, большое пальто). Закрепление навыка употребления прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (Дети кормили морковкой белого кролика. Дети давали корм белым кроликам). Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже (один стул, одна книга, одно платье; один стул, два стула, пять стульев, одна книга, одной книги, одной книгой).
Сравнение, сопоставление глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени (катаю, катал, буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида.
Образование слов на новом лексическом материале с помощью приставок, суффиксов, словосложения.
|
Развитие умения составлять рассказ из предложений, данных без соблюдения логической последовательности.
Развитие умения давать полные ответы на вопросы в ходе подготовки к пересказу текста. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.
Закрепление умения пересказывать тексты, составлять рассказы по картине, серии картин
|
13-я |
Семья |
[з]
[з] [з’]
[c] [c’]
[з] [з’]
|
3 |
1
1
1 |
Анализ слов типа Зина, козы. Составление схемы слова. Звонкие и глухие согласные
|
||
14-я |
Мебель
|
[с], [c’]
[з] [з’]
[б]
[б] [б’]
|
Б |
1
1
1 |
Анализ слов типа бутон, батон.
Анализ слов типа кубик. Чтение предложений, текстов
|
||
15-я |
Бытовые электроприборы |
[б] [б’]
[п], [п’]
[в] |
В
|
2
1 |
Анализ слов типа Иван, волки
|
||
16-я |
Зима. Новый год |
[т]
[т']
[д'] |
Д |
1
1
1 |
Выделение ударного гласного звука. Работа с разрезной азбукой (составление, преобразование слогов, слов дубы, дубок)
|
||
17-я |
Одежда |
[д], [т]
[д] [д’]
[т] [т’]
[г] [г’]
|
Г
|
1
1
1
|
Анализ слов типа диван. Анализ слов тина бумага. Упражнения с разрезной азбукой, чтение
|
||
18-я |
Обувь. Головные уборы |
|
|||||
19-я |
|||||||
20-я |
Посуда и продукты питания |
[г] [г']
[к], [к'] [ш] |
|
1
2 |
Анализ слов типа вагоны. Чтение, выкладывание слов из букв разрезной азбуки. Анализ слов чипа мишка. Преобразование слов (мишка — мышка). Правило написания ши
|
||
21-я |
Что я вижу в городе? |
[c], [ш] |
Е |
2 1 |
Преобразование слов (миска —мишка).
Выкладывание из букв разрезной азбуки слов типа сетка, чтение этих слов. Преобразование спов (ватка — ветка)
|
||
22-я |
Транспорт |
[л] [л], [л'] |
Л |
2 1 |
Анализ слов тина плита, волк, слава.
Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение. Подбор слов к схемам
|
||
23-я |
Россия. День защитников отечества |
[ж] [ж] [ш] |
Ж |
2 1 |
Анализ слов типа ужата. Правило написания жи, ши
|
||
24-я |
Хлеб и злаки |
[ж] [з]
[й] |
Е |
1 1 1 |
Самостоятельное составление схем слов. Выполнение заданий с использованием букв разрезной азбуки. Чтение, выкладывание из букв разрезной азбуки слов типа котенок. Анализ слов типа синий
|
Добавление в предложения пропущенных предлогов: перед, за, у, около, возле (Кусты сирени посадили ... домом. Елочка росла ... дома). Составление предложений но результатам выполнения словесной инструкции: взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа (Я взял зеленую грузовую машину и поставил на среднюю полку шкафа)
|
|
25-я |
Весна. Мамин день |
[р] |
|
2 |
Анализ слов типа красный. Преобразование слов |
Закрепление умения составлять рассказ из предложений, данных без логической последовательности
|
|
26-я |
Признаки весны |
[р] [р’]
[р] [л]
|
Р |
1
1 |
Анализ слов сложной звуко-слоговой структуры. Преобразование слов |
Составление рассказа но серии сюжетных картинок
|
III период обучения (март, апрель, май)
Всего 36 занятий: 12 недель (занятия по произношению, обучению грамоте – 2 раза в неделю; по связной речи – 1 раз в неделю)
Неделя |
|
Звуки |
Буквы |
Количество занятий |
Звукослоговой анализ, грамота |
Лексико-грамматический строй речи |
Связная речь
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
27-я |
Перелетные птицые |
[с], [з].
[ш], [ж]
[р], [p']
[л], [л'] |
|
1
1 |
Анализ слов сложной звукослоговой структуры
|
Закрепление полученных ранее навыков.
Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов путем присоединения приставки или суффикса, путем словосложения.
Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учить - учитель - учительница - ученик; футбол - футболист). Умение использовать образованные слова в составе предложений. Воспитание умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежный).
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных на усложненном лексическом материале (черная юбка - черненькая юбочка, синий передник - синенький передничек, красное платье - красненькое платьице).
Практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки). Закрепление употребления сложных предлогов из-за, из-под (Кот вылез из-под стола). Закрепление (на новом лексическом материале) навыка составления и распространения предложений. Составление предложений с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали). Составление предложений но опорным словам: мальчик, поймать, ежик. (В лесу под кустом мальчик поймал серого колючего ежика. На опушке леса мальчик поймал маленького колючего ежика).
Закрепление навыка употребления сложносочиненных предложений с разными придаточными (Мы пойдем в игрушечный магазин, чтобы купить красивую куклу.., большую грузовую машину, заводной трактор, подарок братишке) |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
28-я |
Цветы |
[ч]
|
Ь |
1 1 |
Анализ слов типа хорь, письмо, васильки. Чтение предложений, текстов.
Подбор слов к буквенным схемам: м..ш..а (мышка, мушка, мишка). Правило написания ча, чу |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок с элементами творчества
|
|
29-я |
Насекомые |
М
[т], [т']
|
Ч |
1
1 |
Повторение пройденного материала |
—\\—
|
|
30-я |
Рыбы |
[ц] |
Ю
Ц
|
1 1
|
Анализ слов разного звукового состава типа клюв, юла, дают.
Чтение предложений, текстов.
Подбор слов к буквенным схемам
|
Составление рассказа по сюжетной картинке
|
|
31-я |
Космос |
[ц], [с]
[ч], [с’]
[т'],[ц]
[с]
|
|
1
1 |
Повторение пройденного материала
|
Составление рассказа по сюжетной картинке с элементами творчества
|
|
32-я |
Весенние работы в поле, огороде |
[ф]
[щ] |
Ф
Щ |
1
1
|
Выполнение заданий с использованием букв разрезной азбуки. Чтение.
Подбор слов к буквенным схемам. Правило написания ща, щу
|
Составление рассказа-описания с использованием схем
|
|
33-я |
Школа |
[щ] [ч]
|
Ъ |
1
1 |
Анализ слов типа съел, подъехал |
Составление рассказа-описания
|
|
34-я |
профессии |
[щ] [ц]
[т’]
[ц][с], [с’] |
|
2 |
Анализ слов разного звукослогового состава, произнесение которых не расходится с написанием |
Составление рассказа из личного опыта |
|
35-я |
Признаки лета |
Шипящие и свистящие звуки |
|
2 |
Чтение. Составление схемы предложения. Правописание ча, ща, чу, щу, жи, ши (повторение) |
Придумывание сказки на заданную тему |
|
36-я |
Летние игры и забавы |
Мягкие и твердые согласные звуки
|
|
2 |
Работа над техникой чтения. Использование игровых приемов звуко-буквенного анализа всех типов слов
|
Закрепление умения связанно и последовательно излагать свои мысли, фонетически и грамматически правильно оформлять высказывания
|
|
37-я |
Повторение ранее изученных тем |
Глухие и звонкие согласные звуки
|
|
2 |
Работа над техникой чтения.
Правописание сомнительных согласных звуков
|
То же
|
|
38-я |
Повторение ранее изученных тем |
Гласные звуки
|
|
2 |
Работа над техникой чтения.
Определение места ударения в слове |
|